Как крымским детям помогают освоить космические технологии
Масштабный профориентационный проект «Поход в науку – Шаг в космос» в первые ноябрьские дни привлёк сотни симферопольских школьников.
Интенсив для детей, которые ищут своё предназначение и интересуются космосом, ракето- и спутникостроением, организовали на базе Симферопольской академической гимназии. Такие мастер-классы с полным погружением в процесс создания собственных экспериментальных моделей ракет-носителей, моделей спутников и БПЛА помогают детям проявить свои скрытые конструкторские таланты и заинтересовать их инженерными профессиями. Присоединившись к образовательному проекту, ребята получают возможность поэтапной подготовки к поступлению в профильные вузы, готовящие востребованных в отечественной аэрокосмической отрасли специалистов.
– Основная цель – отвлечь детей от гаджетов и вовлечь их в научно-исследовательскую деятельность. Проект впервые был реализован в Крыму в мае 2024 года в рамках Федеральной программы популяризации науки и технологий в Симферополе, Алуште и Ялте. Участвовали гимназии, интернаты, кадетские корпуса – более 2,5 тысячи детей. С ними взаимодействовала группа экспертов-наставников из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону. Сейчас организовали продолжение «Похода в науку» в осенний период, – говорит организатор проекта Анна Осоргина.
В очереди за специалистами
Один из участников молодёжного проекта – Воздушно-инженерная школа при факультете ядерной физики МГУ.
– Мы занимаемся спутникостроением, ракетостроением и проектированием беспилотных летательных аппаратов коптерного и самолётного типа, в зависимости от решения команды. Занимаемся со школьниками начиная с 6-го класса и заканчивая старшими курсами вузов. Иногда даже работаем с аспирантами и молодыми специалистами, – говорит заместитель президента Ассоциации воздушно-инженерной школы (ВИШ) Анна Евдокимова.
По её словам, проект предполагает восемь уровней сложности, что позволяет ребятам постепенно усложнять задачи, использовать более сложные технические средства и языки программирования.
– И тогда, окончив вуз, они становятся не просто мальчиками и девочками, которые носят бумажки от отдела к отделу, а востребованными специалистами, которых зовут на практическую работу. У нас уже из вузов забирают ребят разные предприятия, которые входят в госкорпорации «Роскосмос», «Ростех», «Росатом», – комментирует представитель ВИШ.
Первая роль в науке
Наставниками участников «Похода в науку» в Симферополе стали вузовцы, которые сами многократно участвовали в чемпионатах проекта, а теперь приехали делиться опытом.
– Мы решили предоставить школьникам возможность поучаствовать в полноценной деятельности. У нас в чемпионате они делятся на команды. У каждого из них своя роль: два конструктора, программист и электронщик. У них есть набор электроники и ракета, которая по результатам нашего интенсива должна полететь, то есть пройти лётные испытания. Потому что только на реальном запуске ребята могут оценить свои успехи и недоработки, – говорит Анна Евдокимова.
А вот и результат: с 2011 года через образовательный проект прошло более 800 тысяч участников из всей России. По итогу более четырёх тысяч из них поступили на профильные направления. 58% участников выбирают ракетно-космические специальности, 20% идут в IT, более 13% — в радиоэлектронику. Остальные выбирают технические специальности, а также прикладные академические науки: физику или прикладную математику. И всего два-три процента участников уходят на направления, не связанные с техникой. Обычно это биология, биоинженерия, медицина или управленческие специальности.